Начиная со второй половины 2021 г. специалисты Приморского филиала АО «Гидроэлектромонтаж» ведут строительство очистных сооружений хозяйственно-бытовых сточных вод по заказу АО «Находкинский завод минеральных удобрений». Соответствующий договор был заключен в 2021 году.
К настоящему моменту устройство насыпи выполнено практически на 90%. Всего на площадку завезено более 35 тысяч м3 скального грунта из полного проектного объема — 39 944 м3. Для этих работ используется собственная техника компании. По словам инженера ПТО Романа Байденкова, летом было принято решение о сокращении количества задействованной в завозе скального грунта техники. «Проектом предусмотрено производство других работ в поточном режиме, что препятствует проезду тяжелой грузовой техники по насыпи. Кроме того, в условиях ограниченного пространства, не представляется возможным производить послойное уплотнение завозимой дробленной скальной породы виброкатками в объеме, завозимом ранее», — поясняет Р. Байденков.
В настоящее время увеличены темпы строительства железобетонных фундаментов зданий, стен и перекрытий сильно заглубленного железобетонного резервуара здания предварительной механической очистки с производительностью 700 куб. м/сутки и рабочим объемом 350 куб. м при условии заполнения до отм. 3300 м от дна резервуара. Параллельно, с продолжающейся отсыпкой насыпи, обустраиваются внутриплощадочные сети, в том числе сеть хозяйственно-питьевого и противопожарного водопроводов. Сейчас гэмовцы выполняют работы по сооружению сборных железобетонных колодцев внутриплощадочных сетей, сварке полиэтиленовых труб диаметром 63-160 мм, а также устройству траншей для их укладки.
«Особенностью устройства внутриплощадочных сетей на данном объекте является наличие участков с резким изменением профилей трубопроводов (при устройстве трубопроводов в откосе насыпи), — рассказывает Р. Байденков. — В некоторых случаях наблюдается вертикальный перепад высот — 14 м (на участке трубопровода длиной 18,7 м уклон составляет 0,736 м). При этом, актуальной проектной, а также рабочей документацией, выпущенной OOO «Джурби ВотэТек» и выданной в производство работ, были предусмотрены лишь решения по устройству песчаной подсыпки высотой 100 мм под трубопроводы, а также последующая засыпка трубопровода на высоту 300 мм над поверхностью трубы. Никаких дополнительных инженерных решений проектом не предусматривалось». Однако при существующем уклоне, выполнить требования проекта, в части соблюдения толщины слоя песчаной подушки и засыпки трубопровода не представлялось возможным по техническим причинам», — резюмирует Р. Байденков.
Учитывая климатические особенности Приморского края, без внесения соответствующих корректировок в рабочую документацию, существовала опасность вымывания песка из насыпи скального грунта и изменения положения трубопроводов, относительно проектного. В результате, в начале 2023 г. проектный институт АО «ГЭМ» заключил дополнительный договор с заказчиком на выполнение корректировки ПД и РД. Кроме того, в июне текущего года был заключен еще один договор, согласно которому проектный институт АО «ГЭМ» осуществляет авторский надзор за ходом строительства.
Отреагировав на замечания о неточностях в ПД и РД, проектный институт АО «ГЭМ» согласовал технологию применения полипропиленовых мешков с песком для укладки траншей внутриплощадочных сетей на участках с резким изменением профилей трубопроводов, а также применение нетканого геотекстиля при устройстве песчаных подушек для производства бетонных работ и при устройстве ж/б фундаментов зданий и сооружений на всей территории строительной площадки очистных сооружений. В настоящий момент рабочая документация с внесенными корректировками по данным разделам находится в процессе рассмотрения и согласования заказчиком.
По состоянию на середину сентября, на объекте завершены все строительно-монтажные работы по устройству железобетонного резервуара здания механической предочистки стоков. Производится подготовка к проведению его гидравлических испытаний. На 65% выполнены СМР по сооружению станции очистки дождевых стоков. В начале июня текущего года гэмовцы приступили к выемке грунта на участке трассы коллектора К16, (сухопутный участок), на текущем этапе ведутся работы по устройству ранее сваренного полиэтиленового трубопровода диаметром 110 мм, уложено 112 из 221 метров сухопутной трассы.
Параллельно, начиная с середины июля текущего года, ведется устройство морской части коллектора К16, представляющую собой полиэтиленовую трубу диаметром 125 мм, уходящую в море на 303 метра. Подготовительные работы на данном участке включали в себя комплексное водолазное обследование зоны проведения СМР, совместно с предоставлением технического отчета по его результатам, расчистку береговой линии, подготовку трассы коллектора, вырубку деревьев, земляные работы по устройству спуска к береговой линии, расстановку рейдовых бочек (буев) в ранее согласованных координатах, а также устройство плавучего пирса и насыпи из скального грунта для производства работ в прибрежной зоне. Работы выполнялись силами специалистов АО «ГЭМ» с привлечением наемной техники. В настоящее время для устройства морского водовыпуска на строительной площадке находятся: экскаватор, плавучий пирс, несамоходный плот и катер ВРД «Штурман». Для производства водолазных работ в акватории порта «Восточный» привлечена водолазная группа. Они работают в дневную смену с применением гидромониторов для размывания донного наилка и песчаного грунта для последующего устройства трубы коллектора.
На текущем этапе завершена укладка в траншеи двух сваренных плетей полиэтиленового трубопровода общей длиной около 200 метров. Между собой плети соединяются при помощи разъемного фланцевого соединения. Все детали, подверженные коррозии, имеют защитное покрытие, соответствующее условиям эксплуатации. Завершающим этапом станет пригружение траншеи несортированным рваным камнем с отношением наибольшего его размера к наименьшему не превышающим 4 и средним диаметром D50% = 120 мм — не менее 50%. Камень не должен иметь прослоек размягченных пород, растворимых включений, а также видимых расслоений и трещин. Марка камня по прочности — М400, морозостойкость F ≥ 100. Окончание работ по морскому участку планируется не позднее 30 сентября текущего года, без отставания от ранее согласованного с заказчиком ГПР.